
Дорожная карта.
Инструкция для сотрудников МБОУ "Школы-интернат №10 г. Челябинска" о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет.
Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет.
Должностная инструкция преподавателя.
Методические рекомендации педагогу по организации и проведению Всероссийского урока безопасности
по теме «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ».
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ по теме «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ».
Информация о безопасности в сети интернет в МБОУ «Школа – интернат №10 г. Челябинска»
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
Для блокировки доступа к сайтам, не имеющим отношения к образовательному процессу, мы воспользовались для контентной фильтрации - интернет-фильтром SkyDNS.Школа.
SkyDNS.Школа:
· Выполняет требования законодательства по защите детей от запрещенного контента
· Обеспечивает учащихся безопасным интернетом без излишних блокировок
Обеспечивает школам соответствие требованиям законодательства, в частности:
· Закону N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
· Методическим рекомендациям Министерства образования и науки по блокировке запрещенных ресурсов в образовательных учреждениях
· Закону N 114-ФЗ «О противодействии экстремизму»
С помощью технологии фильтров и блокировки ограничен доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающимися и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
В школе проведены следующие организационные мероприятия:
· назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в школе;
· утверждена инструкция ответственного за работу « точки доступа к сети в Интернет»;
? В школе разработаны и утверждены:
· РЕГЛАМЕНТ по работе педагогов и школьников в сети Интернет
· ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети ИНТЕРНЕРТ.
· Должностная инструкция преподавателя.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:
1) во время проведения занятий – преподаватель, проводящий занятие;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся –воспитатель во внеурочное время.
Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ В ИНТЕРНЕТЕ.
1. Социальные сети
O Задавай собеседнику те же вопросы, которые ты задал бы при личной встрече.
O Только ты можешь решить, какую информацию сообщить о себе.
O Старайся обезопасить свой аккаунт, не сообщай никому пароль, продумывай параметры профиля.
O Если зарегистрирован в сети под псевдонимом, назови его только тем, кому безоговорочно доверяешь.
2. Мобильный интернет
O Не давай кому попало свой номер телефона.
O Не включайся в рассылку подозрительных сообщений, фото и видео.
O Не оставляй включенным Blutooth, особенно когда пользуешься интернетом.
O Подумай, нужна ли тебе опция «автоопределение геопозиции».
O Не обращай внимание на рекламные SMS . От их получения можно «отписаться».
3. Онлайн-игры
O Рассказывай другим людям, особенно взрослым, которым доверяешь, о том, какими играми ты увлекаешься.
O Общаясь с другими игроками в сети, будь осторожен. Никогда не знаешь, чья рука управляет мышкой.
O Никогда не путай игровой союз и дружбу.
O Не позволяй себя обкрадывать, следи, чтобы организаторы игры под разными предлогами не выманивали деньги.
O Постарайся договориться с родителями о том, сколько времени ты можешь тратить на игры, и соблюдай эту договоренность.
4. Чаты, блог, форум.
O Сказанное забывается, написанное остается.
O Выбирай псевдоним «не слишком» (агрессивный).
Помни: найти человека, скрывающегося под псевдонимом, не так сложно. За свои неосторожные слова или замечания можно поплатиться, в том числе по закону.
O Доверяй своей интуиции: если чувствуешь тревогу, отключайся.
O Твоя жизнь – это главное. Имеешь полное право ставить статус «недоступен», если находишься в сети, но занят делом.
O Не забывай отключать видеокамеру, закончив разговор.
Ты обязан и в жизни, и в интернете
O Спрашивать разрешение на публикацию чужых фотографий.
O Поставить себя на место человека, о котором ты рассказываешь в сети. Что он почувствует, прочитав твое сообщение? Как это повлияет на его жизнь?
O Следи за тем, что другие публикуют на твоей странице. В любом случае именно ты за нее отвечаешь.
Ты имеешь право и в жизни и в интернете
O Знать, зачем у тебя спрашивают твои личные данные и как их собираются использовать.
O Отказаться от использования твоих данных для рекламных рассылок.
O Запретить размещать в сети твои фотографии.
O Потребовать удалить опубликованные без твоего разрешения снимки.
O Обращаться с вопросами и за помощью к модераторам сайтов.
Реальная виртуальность
Каким образом компьютер влияет на организм ребенка?
При работе с компьютером усиливается нагрузка на зрение. Играя в компьютерные игры, ребенок вынужден улавливать мельчайшие предметы, следить за их передвижением, реагировать на неожиданно появляющиеся предметы. В результате нагрузка на зрение становится колоссальной.
При частой работе с компьютером несформированный глазной аппарат ребенка не справляется с такой нагрузкой, и зрение начинает падать. Исследования медиков показали, что снижение зрения наблюдается у 80% детей, пользующихся компьютером, и лишь у 15% детей, не играющих на компьютере.
Необходимость длительное время сохранять одну и ту же позу создает большую нагрузку на одни и те же мышцы. В результате происходит деформация еще неокрепших костей и появляется искривление позвоночника.
У детей, находящихся у компьютера длительное время, появляется лишний вес. Игра захватывает ребенка целиком, в результате очень много времени ребенок находится в неподвижном состоянии и у него формируется малоподвижный образ жизни и как следствие лишний вес. А это в свою очередь увеличивает нагрузку на сердце и печень.
С точки зрения психологии компьютер мешает полноценному общению со сверстниками, а некоторым полностью заменяет его. Подавляющее большинство компьютерных игр развивает только скорость реакции ребенка, но не воображение, мышление. Содержание игр часто провоцирует проявление детской агрессивности, жестокости, повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.
Компьютер - это добро или зло?
Если игровую деятельность с компьютером организовать правильно, то нежелательной нагрузки, например, на зрение, можно избежать. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
• работать за компьютером не более 45 мин в день;
• играть в первой половине дня;
• делать перерыв каждые 15 мин;
• комната должна быть хорошо освещена;
• расстояние от глаз ученика до монитора должно быть 60 см;
• после игры нужно сделать зарядку для глаз;
• мебель (стол, стул) по размерам должна соответствовать возрасту ребенка.
Важно правильно выбрать игру для вашего ребенка в соответствии с принципом «Не навреди!». Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для младших школьников:
• в игре не должно быть текстовой информации;
• размер символов должен быть больше, чем традиционный;
• изображение на экране должно быть крупным, без мелких, отвлекающих деталей;
• темп движений на экране не должен быть быстрым;
• нежелательно применение системы оценок в баллах;
• программа должна иметь логическое завершение (построен дом, нарисован рисунок)ж
• игры типа «Убей всех» - крайне нежелательны для детской психики.
С помощью компьютера можно заняться творчеством. Для этого существуют разные программы, например, Paint. В ней можно рисовать, раскрашивать, корректировать рисунки, создавать коллажи.
Создано множество электронных познавательных программ, например, энциклопедий. Одной из самых доступных энциклопедий является электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, которая может стать для вас и детей интересным источником информации, отличным и безопасным средством поиска дополнительной информации к урокам.
Немаловажную роль в жизни каждой семьи играет и другой способ общения с компьютером - нахождение во Всемирной компьютерной сети. Интернет предоставляет невероятные возможности для совершения открытий, общения, творчества. Тем не менее, с использованием Интернета связаны риски - в нем можно найти материалы, не подходящие для детей. Позаботьтесь о защите ваших детей!
Правила безопасного нахождения ребенка в Интернете.
1. Установите компьютер в общей для всей семьи комнате. В этом случае разговор об Интернете и наблюдение за его использованием станет естественным в повседневной жизни. Кроме того, Интернетом можно пользоваться вместе.
2. Проявляйте интерес к действиям ребенка и его друзей как в Интернете, так и в реальной жизни. Расскажите ему о прекрасных и увлекательных вещах, которые возможны в Интернете, а также о трудностях, с которыми можно столкнуться. Обсудите действия, которые необходимо предпринять, если чувствуется неловкость в какой-либо ситуации в Интернете.
3. Узнайте больше об использовании компьютера. Если вы сами являетесь пользователем Интернета, то вам будет проще определить правильную тактику для детей и помочь им найти в Интернете полезный материал.
4. Используйте Интернет вместе. Найдите сайты, которые подходят для детей, или узнайте о способах поиска полезной информации: запланируйте совместную туристическую поездку, посмотрите образовательные сайты для помощи в выполнении школьных заданий или найдите информацию об увлечениях детей. Добавьте любимые сайты в папку «Избранное», чтобы просмотренные ранее веб-сайты можно было открыть одним щелчком мыши.
5. Договаривайтесь с ребенком о способе и времени использования Интернета. Полезно согласовывать с ним время, которое он проводит за компьютером, а также список веб-сайтов, которые он может посещать. Это необходимо обсудить с детьми и прийти к решению, которое устроит всех.
6. Не сообщайте ребенку контактную информацию и другие реквизиты вашего домашнего компьютера. Если нужно установить контакт по сети Skype или ICQ, то сделайте это сами. Будьте осторожны с семейным фотоархивом.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется федеральным законодательством:
- ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1;
- ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1;
- ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
- Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537;
- Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895, в которых закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства.