Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.2.) (далее – АООП НОО для глухих обучающихся) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) № 10 г. Челябинска» (далее – МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска») – это образовательная программа, адаптированная для обучения глухих детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа начального общего образования (далее – НОО) МБОУ «Школа-интернат № 10 г. Челябинска» является основным локальным актом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа НОО определяет содержание образования, которое содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» .
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП НОО обучающихся с ОВЗ) , включающей федеральные рабочие программы учебных предметов и федеральную рабочую программу воспитания, а также с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений, условий взаимодействия с социальными партнерами и сложившихся в общеобразовательной организации традиций.
При формировании программы учитывалась характеристика особенностей начального общего образования, определенных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)» .
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО и обеспечивает решение образовательно-коррекционных задач.
Содержание АООП НОО для глухих обучающихся представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня начального общего образования, планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы.
При этом содержание и планируемые результаты разработанной АООП НОО, не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФАОП НОО ОВЗ.
Структура программы начального общего образования включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, – 20% от общего объема программы начального общего образования, реализуемой в рамках учебного плана, плана внеурочной деятельности и календарного плана воспитательной работы.
АООП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации.